Вернуться к списку

Интервью министра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Х.А. Константиниди программе «Жить в Южной столице» телеканал «Россия-1» (ГТРК Кубань), октябрь 2017 года

Городские жители в России все чаще рассматривают аграрный туризм как альтернативу пляжному отдыху. Как развивается новый формат путешествий на Кубани, какие его направления популярны уже сегодня, и чего еще не хватает, Анне Овчинниковой рассказал министр курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Христофор Константиниди.

- Вам уже удалось побывать в агротуре?

- Мне повезло больше, чем другим. Посещать объекты аграрного туризма - моя работа. Поэтому я регулярно совмещаю выезды не только с посещением предприятий санаторно-курортного комплекса, но и объектами туристического показа, в том числе - аграрного туризма. И, конечно, оцениваю их с точки зрения развития туристической отрасли. Поэтому могу констатировать, что на Кубани аграрный туризм на высоком уровне, но мы планируем поднимать планку.

- Есть мнение, что в Европе агротуризм очень развит и приносит многомиллионные доходы. В России это направление пока не слишком популярно. Как думаете, почему?

- Если говорить о Западной Европе, там сама структура экономики несколько отличается, до 70-80 % предприятий - это малый и средний бизнес. Эта пропорция у нас пока несколько иная. Предприятия аграрного туризма - это, в основном, как раз предприятия малого и среднего бизнеса. Краснодарский край - не только здравница и основной курорт России, но и житница России. Поэтому у нас колоссальные возможности для развития аграрного туризма на всей территории региона, а не только в приморских городах или в горном кластере.

- На какие направления агротуризма вы сейчас делаете ставки?

- Важное и одно из ключевых направлений - винно-гастрономическое. Огромный потенциал для него есть в Анапе, Темрюке, Новороссийске, Геленджике, Крымском районе, где развито и выращивание винограда, и виноделие.

- Кто сегодня составляет целевую аудиторию агротуризма? Это жители большого города, иностранцы?

- Иностранцы очень любят все туристические направления, связанные с изучением культуры, традиций, местной кухни. Однако пока основу турпотока в Краснодарский край составляют жители разных регионов России.

- Многие понимают под агротуризмом не отдых, а тяжелый труд. Якобы надо вставать с петухами, доить корову, полоть грядки. Немного неверное представление. Как вы работаете над имиджем агротуров?

- Мы организуем в Краснодаре ежегодную выставку-ярмарку кубанских народных промыслов, ремесел и сельского (аграрного) туризма. В этом году в ней приняли участие порядка 80 предприятий из большинства районов края. По итогам мероприятия подписано порядка 17 соглашений с турфирмами. Одна из наших задач - включение агротуризма в пакетные туры, что непросто, но важно. Как и взаимодействие с турфирмами на начальной стадии для того, чтобы они могли предлагать и«продавать» объекты агротуризма. В нашем крае есть интересные развивающиеся предприятия, и для их популяризации необходима как раз такая массовая работа с турфирмами.

- Когда в продажу выйдут первые путевки в агротуры? Через год, два?

- Точных прогнозов я бы не делал. Мы понимаем, какую работу надо вести в этом направлении. Сейчас в крае популярны, в основном, агротуры выходного дня. Небольшое количество предприятий может похвастаться тем, что к ним приехали на пять-семь дней. Впрочем, комплексные винные турыуже сейчас сформированы. Однако важна не продажа отдельного тура, а развитие все отрасли. На данном этапе мы видим решение во включении агротуров в основной турпродукт в качестве дополнительной опции - посещения объектов аграрного туризма.

Например, в мае в рамках поручения президента мы открыли круизное направление. Маршрут включает в себя Сочи, Новороссийск, Ялту и Севастополь. Мы подготовили комплексные предложения. И сейчас, когда судно заходит в Новороссийск, большой популярностью у путешественников пользуется посещение Центра винного туризма «Абрау-Дюрсо». В ближайшее время мы планируем провести целый комплекс мероприятий по продвижению этого направления как для туристов, так и для бизнеса. Они будут проходить в различных форматах, в том числе, инфотуров и пресс-туров.

- Чего не хватает агротуризму в России, чтобы он стал таким же модным направлением, как в Европе?

- Крайне важна подготовка кадров, поскольку проблемы зачастую возникают на уровне предпринимателей и заключаются в непонимании элементарных основ коммерческой деятельности. Есть действительно достойные объекты, но владельцы просто не знают, как выстроить взаимоотношения и коммерческие связи с теми же турфирмами, как формировать пакетные предложения для туристов и предлагать дисконты. Не менее важным аспектом остается уровень сервиса. Продукт должен быть качественным, его надо соответственно предложить и подать.